Стихийное массовое поведение в толпе

«Стихийное массовое поведение людей в экстремальной ситуации. Особенности работы в толпе»

Толпа и ее психологические особенности
Психология больших городов уделяет значительное внимание динамике взаимоотношения индивида и толпы, отмечает явное нарастание общего фона тревожности по отношению к местам массовых скоплений людей. Причем резкий всплеск такой тревожности наблюдается сразу после терактов и катастроф произошедших в местах массового скопления людей.

Что же такое толпа вообще и чем она отличается, скажем, от массового скопления людей на демонстрации, военного строя на параде, группы подростков у стен школы? Заметно – почти ничем. Кроме, разве что, небольших различий.

Толпа состоит из разрозненных элементов – людей, не охваченных общей идеей и не ведомых одним лидером. Ницше в своих трудах высказывался: “Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой”. Толпа не может двигаться в одном направлении, даже если видимо создается именно такое ощущение. Люди в толпе не знакомы друг с другом. В толпе каждый борется за себя. Толпа инертна и почти не поддается сознательному управлению, зато очень хорошо “ведется” на провокации. В толпе индивидуальность человека растворяется в общем поле толпы, в то время как в целостной группе способна засиять новыми гранями. Совершенно не важно, из какого количества людей состоит толпа. Знакомо ли вам ощущение, когда одного человека в квартире становится очень много? Точно также бывает и с массой людей. Ведь мы воспринимаем не численную составляющую толпы, а ее энергетику. И тогда в жуткой давке в вагоне метро нам может быть очень комфортно, но почувствуем тревогу среди праздно-гуляющих пар в городском парке. И не исключено, что в следующий момент благодаря этому избежим конфликта или неприятностей.

Виды толпы

Пассивная (выжидательная толпа)

Активная (действующая толпа)

случайная

агрессивная

конвенциональная

паническая

экспрессивная

стяжательная

экстатическая

► Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Случайную толпу образуют зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и быстро рассеиваться.
► Конвенциональная толпа — толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях.        Толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия. Людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
► Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики
► Экстатическая толпа — вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.
▪ Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты. Агрессивная толпа редко возникает сама по себе. Чаще она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу.
▪ Паническая толпа - скопление людей, охваченных  чувством страха стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности
Паника - это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха
Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению.
▪ Стяжательская толпа — скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта. Стяжательную толпу могут образовывать покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег; и лица, грабящие материальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых беспорядках.
Стадии превращения толпы в действующую
Любая толпа, возникая, имеет кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п.).
1. Эмоциональное заражение людей.
2. Появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. На этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе передачи слухов в разговорах участников толпы.
3.  Активизация индивидов дополнительным стимулированием, чаще всего это делает лидер. Оно побуждает приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.

  • Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности. При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию.

Социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи:

  • Психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов:
  • высокая внушаемость большей части пострадавших, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха.
  • люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору.
  • люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, находящиеся в состоянии длительного ожидания.
  • Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности.

Слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.
Профилактика слухов
1. «Прививка от слухов» наиболее вероятных объектов-мишеней. Первоначальное представление аудитории малой порции информации о событии, «переваривание» ее людьми, выработку ими определенной позиции принятия или непринятия с последующим предъявлением основного массива информации. Оперативное информирование «группы риска» по темам возможной дезинформации, т.е. превентивные опровергающие действия.
2. Завоевание доверия аудитории официальными источниками информации: «первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор» и др.
3. Обеспечение доступности информации.
4. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях, повышение авторитета руководителей и доверия к ним.
Динамика распространения слухов
45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко.
6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.
3 дня. Когда история попадет в газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней.
2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.

Пресечение слухов:
1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов.
2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий «Контраргументация», «Таблица слухов», «Клиника слухов».
 «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.
Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их обсуждение с группой пострадавших.
3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов.

Профилактика образования толпы:
1.Подготовка всех групп населения, работников организаций, руководящего и командно–начальствующего состава формирований, спасателей к действиям в ЧС.
2.Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная информация об аварии или катастрофе. Речь или передаваемое сообщение могут оказать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон. Недостаток информации порождает слухи.
3. Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации ЧС. Чем тяжелее складывается ситуация, тем суровее должна быть реакция руководителя группы на паникеров. Работа со слухами.
4. Простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты. Хорошо подготовленная и информированная группа людей, даже в сложной обстановке, имеет шансы предотвратить панику. Изолирование душевнобольных, снятие острых реакций у кричащих, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки.
5. Разделение большого скопления людей на малые группы. Ими легче управлять. Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время от источника опасности, страха. Вовлечение людей в активные действия: в борьбу со стихией, в спасательные работы, в оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации или других отвлекающих занятий.
6. Разрядка ситуации с помощью музыки.
Использование силы, резких команд и грубых распоряжений, т.е директивных методов управления должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику.
12. Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы.
13. Исключение из обихода слов «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может», и др.
Способы управления толпой

  • переориентирование внимания. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы;
  • объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
  • обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
  • применение мер по локализации действий лидеров толпы;
  • применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую «оторопь», люди на секунду застывают и становятся доступны для дальнейшей организации их поведения.
  • использование ритма (ритмичной музыки). Агрессивная толпа аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. В целях воздействия на агрессивную толпу можно применять любую ритмичную музыку: рок, твист, шейк и т.п.

5. Правила поведения в толпе

  • Своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия. Если информации нет - старайтесь не поддаваться слухам, проверять информацию.
  • Помнить о регрессии толпы. Никто не вспомнит в эти минуты, пожилой вы или совсем маленький человек, больны вы или здоровы, хватит ли у вас сил самостоятельно выжить в этой ситуации. Необходимо помнить, что каждый спасает себя.
  • Помнить об эмоциональном кружении толпы. Постараться сосредоточься, «не терять головы», не поддаваться эмоциональному кружению, вспомнить о том, чему обучен.
  • В преддверии паники и на её ранней стадии развития может быть использован юмор, как способ противодействия паническим настроениям.
  • Команды по управлению толпой отдавать низким и громким голосом. Лучше доверить это мужчине. Высокий пронзительный женский голос не способствует предотвращению паники. Для управления толпой применяются убеждение (если позволяет время), категорический приказ, использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров.

Если Вы оказались в толпе:

  • Если вы оказались в толпе, двигайтесь по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы, - старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа.
  • Старайтесь выбраться из центра толпы к периферии. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального заражения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние. Главное правило: «Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться!»
  • Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы, спрячьте шнурки в обувь, заправьте брюки в сапоги – все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях, снять с себя туфли на шпильках.
  • Сцепка локтями: в ряду сцепиться друг с другом локтями, при этом, произнося хором совместно несколько слов, например, «Не толкай!»
  •  Стараться удержаться на ногах.
  •  Если упал, то необходимо быстро свернуться клубком, закрыть голову руками, поджать ноги и попытаться рывком встать с земли по ходу движения толпы.
  • Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.

Участники толпы

Несмотря на кажущуюся безликость толпы в ее структуре выделяются четко сформированные фигуры - агрессоры, ведущие и ведомые. Агрессоры это те, кто толпу создают и провоцируют. Фигура агрессора может не выделяться на общем фоне, но в нужный и ключевой момент сыграет свою важную роль. В печально известном случае гибели людей в давке подземного перехода станции метро "Немига" в Минске (тогда сотни людей, находящихся на уличном концерте, одномоментно бросились в узкий подземный тоннель скрываясь от внезапно хлынувшего ливня) агрессором был тот, кто крикнул: “Бежим в переход!”. И этот призыв услышали все.

На тонком плане агрессор выглядит, как воронка или энергетический сгусток в форме ежа или спрута. Его токи – щупальца проникают сквозь толпу расшатывая ее энергетически и провоцируя на неконтролируемые всплески. Агрессоры совершенно не обязательно делают это сознательно. Часто агрессором движет страх или внезапно возникшая идея. Про таких в народе говорят – бес вселился. Одержимость, которую раньше приписывали проискам дьявола не такое уж редкое состояние для людей шизоидного и истероидного типа. В тоже время для одержимости характерно абсолютная блокировка от всех внешних раздражителей. Никакие рациональные способы остановить агрессора не помогут. Захваченный идеей такой человек многократно усиливает свое поле за счет отключения от всего стороннего и подавления критичности. И вовлекает в него всех вокруг. Нередко агрессоры сами погибают в катастрофах или получают травмы и увечья. Бывают, правда и сознательные агрессоры. Люди способные разгонять свою психику до такой степени, что увеличивается и поле влияния. Логику сознательно агрессора можно просчитать, а значит и обезвредить. Агрессор действующий спонтанно менее прогнозируем. Трудно сказать, что страшнее – сознательный агрессор или тот, кто по неведению стал им. Для толпы плохо и то и другое.

Ведущий, в толпе тот, кто в нужный момент подхватывает посыл агрессора и направляет его на реализацию. Ведущий редко сам рождает идею, но способен сделать, что угодно ради того, что ему покажется правильным. Агрессор и ведущий не могут действовать в разрыве друг от друга, но вместе они представляют собой страшную силу. Ведущий, по сути – лидер. Но для того, чтобы им быть ему как раз и нужна толпа. Распостраненное заблуждение, что лидер или ведущий действует сам по себе. Отличие лидера, от скажем просто уверенного в себе человека, в том, что ему для проявления своих лучших – лидерских качеств нужны окружающие люди. Именно для них он затевает этот спектакль, за счет их энергии выживает. Потому лидеры чаще всего энергетические вампиры, а если выражаться еще точнее – энергоинформационные наркоманы. Для получения большей дозы им требуются провокации. Поэтому часто выбирают себе профессии связанные с большими потоками людей.
Эти люди ищут места, где могут реализовать свои потребности. Встреча я агрессором для них большая удача. Агрессор запускает сложный механизм раскрутки толпы, ведущий подхватывает эстафету и дальше ситуация разворачивается уже по одному им ведомому сценарию или вовсе выходит из под контроля. Обычно ведущие не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию. Нередко это психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они подхватывают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Инстинкт самосохранения у них атрофируется. Напряженность их собственной веры придает им громадную силу внушения. Толпа всегда готова пойти за человеком, показавшимся им сильным и умеющего действовать на нее внушительным образом. В такие моменты люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто на их взгляд ее сохранил.

В основе такого отношения лежит идея превосходства, физически достигаемая более высоким положением или силой, и известная нам еще по животному миру. Изучая поведение волков зоопсихологи заметили, что вожак стаи утверждает свое господство, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними. Подчиненный хищник выражает свою покорность, проползая под вожаком и оставляя незащищенными горло и живот. Лидерство оказывается у того, кто возвышается над другими.
Ведомые, самые обычные люди – люди толпы. Именно они, как бессловестные марионетки движимые руками манипулятора-кукловода становятся жертвами неуправляемой энергии разрушения превращающей просто скопление людей в скопление – убийцу. Любой из нас может оказаться в каждой из этих ролей. Давайте проследим, что происходит с телом и психикой человека в толпе.
Состояние агрессора – раздражение и неуемная энергия. Его тело в этот момент напряжено до предела, плечи обычно чуть приподняты, голова опущена, руки прижаты к туловищу. Так выглядит агрессор – шизоид. Психопатичный агрессор, напротив, будет казаться расслабленным. Его тело словно пронизано сотней иголок, кажется, что каждое движение причиняет ему боль. Его движения суетливы, взгляд остановившейся, глаза блестят, а руки и ноги дрожат, как в лихорадке. Движения агрессора завораживают – приковывают взгляд. В тоже время он не кажется сумасшедшим. Скорее пришельцем с другой планеты. Сигналы его тела плохо идентифицируются, но энергия бьет ключом. Этот посыл подхватывает ведущий, который внешне спокоен и уверен в себе, но редко показывает спину, так как не готов к любой критичности и атаке на себя.

Агрессор, ведущий и ведомые не предоставлены сами себе. Все вместе они представляют собой единый организм или как говорят в телесной терапии – тело группы. В толпе границы индивида исчезают и каждый становится лишь маленькой клеточкой в этом едином теле. У него существуют все те же части и органы, что и у обычного биологического тела. То есть голова, туловище, конечности, сердце, мозг и т.д. Именно в этом скрывается еще один механизм управления большим скоплением людей. Управлять телом группы можно точно также, как и обычным телом. Для этого необходимо только почувствовать это тело – его формы, границы, возраст, энергию и найти себя в нем. Если вам нужно пересесть со стула на диван вы привычно напряжете определенные группы мышц, приложите некоторые усилия и измените положение тела. Научившись чувствовать тело толпы, вы также сможете управлять ею независимо от того, какова она по размеру и какими целями движима.

 

Дата создания / изменения страницы: 2013-07-16 14:17 / 2016-01-11 10:40