Оказание помощи человеку переживающему горе

kn2 Утраты случаются в жизни каждого из нас. Потеряв любимого близкого, человек переживает горе, которое зачастую становится для него тяжелым испытанием.

В чем заключается психологическая помощь горюющему человеку и как ее оказать? Каким образом горюют дети и как вести себя взрослому по отношению к ребенку, потерявшему близкого человека?

kn2 Горе – это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти. Возможно, психологический смысл горя состоит в выражении любви, которую человек, понесший утрату, чувствует к умершему или потерянному близкому человеку. Горе также является и процессом, в течение которого человек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем. Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему. Знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя позволяют оказывать психологическую помощь страдающему человеку.

kn2 Начальная стадия горя – шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7-9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуального влечения, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему. Человек сосредоточен на каких–нибудь мелких заботах и событиях, не связанных с утратой, либо он психологически остается в прошлом, отрицая реальность; в таком случае он и производит впечатление оглушенного или сонного: почти не реагирует на внешние стимулы или повторяет какие – либо действия.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. По мнению Ф. Василюка, злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае – потребности остаться в прошлом вместе с умершим. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в нестоящее, могут провоцировать это чувство.

kn2 Помощь на стадии шока. Необходимо присутствовать рядом с человеком, перенесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Выражать свою заботу лучше через прикосновения. Даже простое пожатие руки лучше, чем холодная изоляция. Страдающий человек вправе не принять руку, так же как и другое участие, но предлагать помощь необходимо.

kn2 Следующая стадия горя – стадия поиска – характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т.и. Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким – то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот – вот появится.

kn2 Переход от стадии шока к стадии поискапостепенный; особенности состояния поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после известия о смерти.

kn2 Третья стадия – стадия острого горя – длятся до 6-7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, физическая усталость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, кома в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, нарушение сна и т.д.

В течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяния, чувства одиночества, злости, вины, страха и тревоги, беспомощности. Человек, переживающий утрату, поглощен образом умершего. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремиться уединиться. Злятся, что другие живут «нормальной жизнью».

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним – основное содержание «работы горя» в этот период.

С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Особенно тягостны праздники, дни рождения, годовщины («Новый год впервые без него», «весна впервые без него») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

kn2 Помощь на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи  с произошедшем. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются.

Известный  психолог по вопросам горевания A.D. Wolfelt приводит также следующие рекомендации того, чего НЕЛЬЗЯ делать, при общении с человеком, который переживает острое горе

kn2 Нельзя расценивать отказ горюющего от разговора или предлагаемой помощи как личный выпад против Вас или против Ваших взаимоотношений с ним.  Надо понимать, что горюющий на этом этапе не всегда может правильно оценивать ситуацию, может быть невнимательным, пассивным, находиться в состоянии чувств, которые очень сложно оценить другому человеку.  По этому не делайте выводов из отказов такого человека. Будьте милосердны к нему. Подождите, когда он придет в норму.

kn2 Нельзя отстраняться от человека, лишая его своей поддержки, игнорировать его. Горюющий человек  может воспринять это  как Ваше нежелание общения,  как  отвержение его или негативное изменение отношения к нему. Поэтому если Вам страшно, если Вы боитесь навязываться, если Вы скромны, то учитывайте эти особенности горюющего. Не игнорируйте его, а подойдите и объяснитесь с ним.

kn2 Нельзя пугаться интенсивных эмоций и уходить из ситуации. Часто сочувствующих людей пугают сильные эмоции горюющих, а также атмосфера, которая  складывается  вокруг них.  Но, несмотря на это, нельзя показывать, что Вы напуганы и отстраняться от этих людей. Ими это может быть тоже неправильно воспринято.

kn2 Не стоит пытаться говорить с горюющими, не затрагивая их чувств. Человек, который переживает острое горе, находится во власти сильных чувств. Попытки говорить очень правильные слова, апеллировать к логике, в большинстве случаев не будут иметь результата.  Это происходит потому, что в данный момент горюющий не может логически рассуждать, игнорируя свои чувства.  Если с человеком разговаривать, не затрагивая его чувств, то это будет как разговор на разных языках.

kn2 Нельзя применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки). Иногда  соболезнующие, причастные к горю, могут потерять контроль над собой. Хотелось бы  сказать, что, несмотря на сильные чувства и эмоции необходимо сохранять контроль над собой  в поведении со скорбящим. Сильные проявления эмоций,  сжимание в объятиях.

kn2 Четвертая стадия горя – стадия восстановления – длится примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких.  Приступы связаны с какими-то памятными событиями. Годовщина смерти символически ограничивает период горя.

kn2 Помощь на стадии восстановления. Надо помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей и близких, выполнение которых поможет человеку «встряхнуться»; иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.

Итак, приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя – завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Жизнь берет свое. Создать в памяти образ ушедшего из жизнь, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни – вот основная цель психологической работы на анной стадии.

kn2 Детское горе

Как быть, когда маленький ребенок сталкивается с большим горем – смертью близкого человека?
Первая, естественная реакция взрослых – защитить ребенка от несчастья, оградить от потери, ведь такое нелегко пережить и взрослому, не то что ребенку.

kn2 Нельзя скрывать от ребенка смерть близкого человека. Взрослые делают это из желания сделать как лучше, не травмировать ребенка. Однако что же чувствует ребенок  узнавший через какое-то время о смерти близкого и дорогого человека? Обиду. Разочарование. Обман. И в этой ситуации осмыслить, принять и пережить произошедшее ребенку будет намного трудней.
Ребенок может очень глубоко переживать смерть близкого. Но гораздо более мучительным может быть только незнание о том, что произошло.
Взрослые, которые оказываются рядом с ребенком, могут помочь ему пережить горе.

  • Взрослые могут честно и открыто рассказать ребенку о том, что произошло. Важно избегать неясностей, не стоит говорить о «сне» или «путешествии». Ребенок может снова и снова задавать одни и те же вопросы, чтобы  осознать, что произошло. Часто взрослым бывает трудно ответить на прямой и очень конкретный вопрос, однако помните: если ребенок достаточно готов, чтобы задать вопрос, то он готов и услышать ответ.
  • Взрослые могут рассказать ребенку о церемонии похорон и поддержать его во время самой церемонии. Очень важно, чтобы ребенок смог попрощаться с умершими и в то же время чувствовал поддержку взрослого. Если рассказать заранее о том, что будет происходить и как себя будут вести окружающие, для ребенка сама ситуация будет более предсказуемой, а значит, и менее тревожной.
  • Взрослые могут открыто проявлять свои чувства и высказывать мысли. Делясь тем, что у них на душе, взрослые показывают, что чувства печали и тоски – естественная реакция и такие чувства разрешены. Боль утраты, печаль и тоска – тяжелые чувства, их нужно уметь переживать, поддерживая друг друга.
  • Взрослые могут умерить чувство вины у ребенка. Часто дети связывают самые ужасные события в жизни со своим плохим поведением. Важно уверить ребенка, что никакие из его мыслей или действий не могли привести к смерти, что он тут ни при чем.

Бывают ситуации, когда ребенок все-таки не справляется с этим событием. Стоит обратиться к специалисту, если:
1.  Если после смерти близкого поведение ребенка сильно изменилось, если он отдаляется от своих друзей, становиться замкнутым и неуправляемым.
2.  Если ребенок присутствовал при смерти близкого, и он постоянно вспоминает эту ситуацию.
3.  Если ребенок печален длительное время после смерти близкого, потерял интерес к игре или школе и высказывает мысли о нежелании жить.

Дата создания / изменения страницы: 2013-07-16 14:16 / 2016-01-11 10:40